Жанр | Ужасы, триллер |
Режиссер | Майк Флэнеган |
Сценарий | Майк Флэнеган, Джефф Ховард, Джефф Сейдман |
В ролях | Карен Гиллан, Брентон Туэйтес, Кэти Сакхофф, Рори Кокрейн, Анналиса Бассо, Гаррет Райан |
Бюджет | $5 000 000 |
Форматы | 2D |
Ограничения по возрасту | 16+, R |
Премьера | 10 апреля |
«Хочешь жить? Закрой глаза…» – гласит финальная строчка из детского стишка, звучащего в трейлере фильма. Он, конечно, не имеет ничего общего с самим фильмом, просто пытается создать атмосферу, схожую одновременно с «Кошмаром на Улице вязов» и гонконгским «Глазом». Но все это – не более, чем обязательная мишура, чтобы затащить зрителя в кино на очередной хоррор. «От создателей «Паранормального явления» и «Астрала»!» – продолжает вопить трейлер, будто просто перечисляет все кассовые ужастики, забыв, почему-то про «Пилу». Конечно, люди, ответственные за «Окулус», никакого к ним отношения не имеют, у нас тут, как говорит президент, свой путь.
Поэтому давайте на берегу: «Окулус» ни в коем случае не стоит равнять с вышеперечисленной пачкой кинокартин. Это кино схожего жанра, частично схожей идеи, но совершенно по-другому построенное и ориентированное, в первую очередь, на саму историю, нежели на «пугание» зрителя. Поэтому, описывая его, я постараюсь обойтись без упоминаний товарок по жанру (может быть, конечно, самую малость), и донесу до вас то, о чем вам не скажет ни один трейлер.
Трейлеры – продукты коммерции. Если делать честный трейлер по «Окулусу», то быдло-зритель и школовье на него будет физически не загнать. Ибо упомянутые группы зрителей пойдут на фильм, только если трейлер предложит им пописать в трусики от страха. Или не предложит, и они пойдут на него «чисто поржать». Для того, чтобы такое кино как «Окулус» заработало для создателей и не вогнало их в убыточную кому, в кино пришлось звать именно с лозунгами «от создателей…» и зловещими стишками.
Реальным, почти единственным, создателем картины является Майк Флэнеган. Он – режиссер, сценарист и автор самой идеи фильма. В 2006 году он снял его первую версию длиной 32 минуты, и в своем коротком метре, с единственным актером в одной лишь только светлой комнате, он смог нагнать такого страху, что мэтры полнометражек бы обзавидовались.
Однако, полноценное полнометражное воплощение появилось только сейчас.
В основу сюжета положена история зеркала. Зеркала красивого и очень старинного. У него плохая история: всякий, кто долго находится подле него, умирает жуткой смертью при странных обстоятельствах. Именно из-за этого зеркала погибли родители Кэйли и Тима. Кэйли (Карен Гиллан) пострадала меньше, чем брат, поэтому просто была отправлена в приют, где и росла до совершеннолетия. А Тим (Брентон Туэйтес) попал по полной, получил весь букет психических расстройств и так же, до совершеннолетия, загремел, но уже в лечебницу.
Теперь он вышел, и сестра радостно распростерла пред ним объятия. Тим считает себя полностью здоровым, но сестра вновь пытается извлечь из него воспоминания, от которых он уже избавился. Она крадет то самое зеркало с аукциона и привозит его в свой старый дом. Здесь они с братом, вооружившись камерами, проведут ночь. Тим – чтобы избавиться от призраков прошлого и помочь сестре, а Кэйли – чтобы убить то, что живет в зеркале и доказать брату, и всему остальному миру, что они были абсолютно здоровы, когда в детстве рассказывали полиции, что их родителей убили призраки из зеркала.
Фильм состоит из двух сюжетов. В одном зрителю расскажут о том, как появилось зеркало в семье. История эта представляет собой банальный ужастик про приведения из старинного предмета. Но параллельно с ней будет идти вторая, уже про повзрослевших детишек в погоне за своей вендеттой. И то, что две истории идут в разных временах, вовсе не мешает им пересекаться, а героям видеть себя в прошлом и настоящем. Потому зеркало это – не просто чудовище, а мастер визуального обмана. Оно скроет истину для героев, пока не станет слишком поздно. Оно будет путать их, защищаться, играть с ними и, конечно, пугать. Именно зеркало – главный герой картины, непревзойденный фокусник и лжец.
И зритель будет обманываться вместе с главными героями в дико закрученном сюжете. Призраки совершенно не имеют значения, они лишь фон для истории, которая идет сразу на двух временных потоках и закручивается узлом. Где тут правда? Где вымысел? Вы это не поймете даже, быть может, после того как начнутся титры. Истина спрятана, и чтобы рассмотреть правдивость той или иной сцены, надо посмотреть фильм как минимум пару раз. Да и то, «Окулус» вас может обмануть и не раскрыть всех своих карт.
Поэтому, собираясь идти на фильм ужасов, помните, что идете на другое кино, которое не будет пугать, даже порой не будет нагнетать атмосферу, оно просто будет рассказывать свою историю, ловко скрывая от героев правду происходящего. Идите на кино ради сюжета, и оно заставит вас по-другому взглянуть на жанр ужасов. Оказывается, бу-моменты и утопленные черноволосые девочки – совсем не обязательные факторы для успешного хоррор-фильма. Жанр может дать зрителю намного больше.
На этой неделе я еще хотел написать рецензию на боевик «Три дня на убийство», но, посмотрев фильм, передумал. Рецензию отдельным постом выкладывать не буду, просто черкану свое мнение: это не боевик, не комедия, а какая-то заунывная хреновина, на которой я чуть не уснул. Бессон окончательно списался, один сюжет шаблонней и унылей другого. Тьфу, блин, слишком много этой посредственности времени уделил, лучше сходите на «Окулус». Дважды.